Синдром раздраженного кишечника

Синдром раздраженного кишечника (СРК) – это функциональное расстройство кишечника, при котором отсутствуют значимые лабораторные или инструментальные подтверждения заболевания, хотя пациент ощущает порой очень выраженное недомогание. Всего данным заболеванием страдает около 15-20% населения, чаще в возрасте 20-45 лет. Однако симптомы СРК могут встречаться и у детей, особенно подросткового возраста.

Синдром раздраженного кишечника не относится к группе опасных заболеваний, но без адекватного лечения это расстройство в значительной степени снижает качество жизни ребенка. Следует помнить, что целый ряд опасных заболеваний кишечника и других внутренних органов могут проявляться точно такими же симптомами, что и СРК. По этой причине, установить этот диагноз можно только после консультации врача и полного обследования.

• Наследственность (частые заболевания желудочно-кишечного тракта у родственников).
  • Особенности раннего развития ребенка (дисбактериоз, кишечные инфекции на первом году жизни).
  • Стрессовые факторы и хроническая переутомляемость (сильные эмоциональные переживания, большие нагрузки в школе).
  • Избыточное потребление мучных продуктов, кофеина, шоколада и др.
  • Перенесенные кишечные инфекции.
  • Гормональные изменения (например, в период полового созревания).

СРК является хроническим заболеванием, симптомы которого могут в разной степени выраженности беспокоить всю жизнь. В то же время, у некоторых людей симптомы болезни с течением времени полностью проходят.

• Боль в животе или выраженный дискомфорт (чувство сдавления, распирания, вздутия). Нарушения стула в виде поноса, запора или их чередования.
  • Нерезультативные позывы к испражнениям, ощущение не окончательного очищения кишечника, слишком сильные потуги при испражнении.
  • Присутствие в кале слизи, обильное выделение газов.
  • Как правило, периоды болей в животе длятся несколько дней, а затем стихают. При этом отхождение стула значительно облегчает болевой синдром.

Важно знать, что под «маской» СРК могут скрываться такие серьезные заболевания, как болезнь Крона, язвенные колит, рак кишечника, инфекции, которые требуют немедленного обращения к врачу и лечения. Поэтому, если вы еще ни разу не обращались за медицинской помощью по поводу имеющихся у ребенка симптомов и только предполагаете, что они могут быть симптомами СРК, так как они очень похожи на симптомы, описанные выше - обязательно посетите врача для проведения обследования.

Если ребенок жалуется на боли в животе, не следует самостоятельно принимать решение о том, какое лекарство ему необходимо — ребенка необходимо показать врачу. Важно не пропустить хирургическую патологию, при которой потребуется экстренная госпитализация.

Синдром раздражённого кишечника (СРК) предупредить нельзя. Но можно уменьшить симптомы или устранить причину.

• Если ребенка беспокоят симптомы, связанные с ЖКТ, срочно отведите его к гастроэнтерологу. Он поставит точный диагноз.
  • Записывайте, что и когда ребенок ест, и как это отражается на его самочувствии и симптомах, связанных с желудочно-кишечным трактом. 2-3 недели нужно записывать количество, наименования съеденных ребенком продуктов, а также симптомы СРК, если они появились.
  • Составьте вместе с врачом индивидуальную диету для ребенка. Исключите продукты, которые активизируют симптомы СРК. Не рекомендованы жирные продукты, напитки с содержанием кофеина, молочные продукты и т. д. Но каждый случай индивидуален. Некоторым детям могут подходить эти продукты (не вызывать непереносимости).
  • В некоторых случаях показана терапия по управлению стрессом – для детей школьного возраста и подростков.
Подробнее о детской гастроэнтерологии в клинике «ЮгМед»