Язвенная болезнь

Язвенная болезнь – хроническое и рецидивирующее заболевание склонное к прогрессированию с вовлечением в патологический процесс, наряду с желудком и двенадцатиперстной кишкой, органов системы пищеварения, развитию осложнений, угрожающих жизни больного.

• Наследственная предрасположенность.
  • Аллергическое воспаление слизистой оболочки желудка.
  • Ранний перевод на искусственное вскармливание
  • Недостаток свежих фруктов и овощей; макро- и микроэлементов; пищевых волокон, выполняющих роль энтеросорбентов.
  • Избыток в рационе питания рафинированных белков и углеводов, а также употребление большого количества жиров консервированных продуктов.
  • Нерегулярное, несбалансированное питание (у школьников).
  • Гельминтозы, паразитарные заболевания.
  • Часто встречающиеся инфекционные заболевания: вирусные гепатиты, ротавирусные инфекции, дизентерия, сальмонеллез.
  • Нейровегетативные и психоэмоциональные нарушения у детей, особенно в подростковом возрасте.
  • Нарушение деятельности сфинктеров пищеварительной системы, проявляющееся рефлюксами, недостаточностью сфинктерного аппарата.
  • Бактерия Helicobacter pylori (Нр).

• Интенсивная, упорная, длительная боль в эпигастральной области, иногда в правом подреберье, усиливается при пальпации.
  • Характерны боли натощак, устраняемые приемом пищи, а также поздние ночные.
  • Диспептические явления (отрыжка, изжога, тошнота, рвота).
  • Аппетит обычно не нарушен, иногда даже повышен.

При длительном существовании язвенной болезни отмечают патологические изменения печени (ее увеличение, нарушение функциональных проб) и кишечника (запоры).

Течение язвенной болезни у детей затяжное и рецидивирующее. Язвенная болезнь у детей часто осложняется перидуоденитом (воспалением серозной оболочки двенадцатиперстной кишки), незначительными кровотечениями, обнаруживаемыми при исследовании испражнений на скрытую кровь. Прободение язвы (встречается обычно в юношеском возрасте), сильное кровотечение из нее и стенозирование (сужение) привратника — более редкие осложнения.

При диагностике прежде наряду с симптомами, рассматриваются данные фиброгастроскопического исследования (фиброгастроскопия), рентгенограмма.

• Сон 6 - 8 часов.
  • Отказ от жирной, копченой, жареной пищи.
  • Прием протертой и легко усвояемой пищи комнатной температуры (5 - 6 раз в день).
  • Своевременное лечение кариеса.
  • Спокойная, домашняя обстановка и в школе.
  • Выделяют два типа нарушения моторики желчевыводящих путей: гиперкинетический, когда усилены сокращения желчного пузыря, и гипокинетический, когда стенки пузыря и протоков расслаблены, а отток желчи замедлен.
Подробнее о детской гастроэнтерологии в клинике «ЮгМед»