Инородные тела

Инородные тела уха, горла или носа – достаточно частая причина обращения к врачу. Наиболее распространенными инородными телами являются кусочки пищи, пластиковые игрушки и небольшие предметы домашнего обихода.

Зачастую правильный диагноз устанавливается не сразу, поскольку не всегда родители присутствуют при попадании инородных тел, а симптомы этого состояния неспецифичны. Большинство инородных тел уха и носа могут быть удалены квалифицированным врачом в амбулаторных условиях с минимальным риском осложнений.

Общепринятые методы удаления включают использование щипцов, промывание водой и отсасывание инородного предмета катетером. Инородные тела глотки или трахеи являются неотложными состояниями, требующими консультации хирурга. Результаты рентгенографии часто малоинформативны. Как правило, для подтверждения диагноза и удаления инородного тела требуется проведение эндоскопии. У врачей должна быть высокая настороженность по поводу инородных тел у детей с необъяснимыми симптомами со стороны верхних дыхательных путей.

Целесообразно провести как можно раннюю консультацию узкого специалиста, потому что инородные тела глотки трудно обнаружить без применения гибкого или жесткого эндоскопа. Кроме того, попытки удаления сложны и усугубляются рвотным рефлексом. Большинство инородных тел горла требуют оториноларингологического вмешательства с седацией и применением эндоскопа. Осложнения включают обструкцию дыхательных путей, отек гортани и попадание инородного тела в подскладочное пространство, пищевод и трахею.

У детей инородные тела, попавшие в нос, извлекают под местной анестезией, используя изогнутый пуговчатый носовой зонд или обычный с намотанным на него тонким слоем ваты, который тоже загибается на конце. Если предмет имеет острые края, его удаление осуществляют под интубационным наркозом при помощи щипцов и отсоса. Если же проблема локализуется в околоносовой пазухе, показана операция.

Родители, помните, что самостоятельно извлекать инородное тело из полости носа, горла или уха, каким бы оно ни было, специалисты настоятельно не рекомендуют, так как это чревато различными осложнениями.

Подробнее о детской клинике «ЮгМед»