Мы верим в то, что делаем

Найти клинику
Запись на прием

Пубертатный криз

Для сознательных родителей

Разный возраст ребёнка имеет неодинаковое значение для возникновения тех или иных психических расстройств. Особое значение имеют так называемые возрастные кризы-периоды наибольшей подверженности нервным и психическим нарушениям. Если учесть при этом, что возрастные кризы охватывают 10 из 18 лет (первый кризис-3-4 года, второй-5-7 лет, третий- 12-18 лет), то становится очевидным, что детский и подростковый возраст являются весьма подходящим плацдармом для развития психических расстройств.

Критический характер развития в пубертате (12-18 лет) объясняется незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обусловливающей чрезвычайную чувствительность к психотравмированию. Считается, что пубертат-не банальная перипетия, а критическая фаза с богатыми возможностями и критическими осложнениями. Показателем критически протекающего пубертатного криза является частота психических расстройств и поведенческих нарушений в этом возрасте. Пубертат протекает критически только в определённых условиях развития. При этом влияет не внешняя обстановка развития, а тесное неповторимое взаимодействие постоянно меняющейся среды и ребёнка, проходящего определённые стадии развития. Трудности разграничения нормального и патологического созревания связаны с тем, что пубертат и в норме оформляется как кризисное состояние.

Итак, основное содержание пубертатного периода складывается из двух основных процессов созревания: физиологического и психологического.

Физиологическое созревание включает в себя дозревание центральной нервной системы, становление биологического и физиологического гомеостаза, системы «гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников-половые железы», нейрогуморальной регуляции. Бурное физиологическое развитие, формирование половой сферы влечет за собой мощные психологические процессы: происходит перестройка телесного образа «Я», формирования мужской и женской идентичности, переход к взрослой сексуальности. Меняется мышление: развивается способность к абстрактному мышлению, расширяется временная перспектива. Преобразуется социализация: подросток освобождается от родительской опеки, постепенно влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников. Здесь важную роль могут играть два аномальных механизма: фиксация уровня морали родителей и фиксация устойчивого негативного отношения к ним.

Нарушение «морального» развития чаще происходит в семьях, которые не могут дать ни благополучия, ни примеров социально приемлемого поведения. И, наконец, происходит становление идентичности: подросток осознаёт себя отдельно от родительских образов, осознаёт временную протяжённость собственного «Я», включающую детское прошлое и определяющую проекцию себя в будущее. Сейчас подросток может выбирать, и система выборов (профессии, половой идентичности, идеологических установок) обеспечивают цельность личности. Выбор будущей профессии является определяющим. Если человек выбирает профессию, максимально отвечающую особенностям личности, то эта профессия помогает раскрываться и реализовываться внутреннему потенциалу личности, удовлетворяет потребности, влечёт за собой чувство реализованности, нужности, формирует уверенность, успешность и, в конечном итоге, ощущение гармонии и благополучия.

Грустно видеть на приёме людей среднего возраста, которые вдруг понимают, что живут не своей жизнью, занимаются не своим делом, потому что когда-то профессию выбрали за него родители. Или же, наоборот, профессия выбрана наперекор родительскому мнению, и вся жизнь состоит в постоянном доказывании родителям, а это, согласитесь, не приносит радости.

Уважаемые родители, помогите своим детям найти себя! Пока они не понимают важности выбора будущего пути. Сейчас при трудоустройстве на многих предприятиях проводится психологическое тестирование, цель которого определить профессиональную и психологическую пригодность работника. Так давайте сделаем это сразу, уже при выборе профессии.

В клинике «ЮгМед» стартует уникальная программа профессиональной ориентации подростков. Выпускники 9-х, 11-х классов проходят психологическое тестирование, беседы с психотерапевтом, психологом для определения психологического портрета личности, способностей, стремлений, на основании которых даются рекомендации по выбору будущей профессии. Уважаемые родители, используйте профессиональный подход, помогите своему ребёнку сделать правильный выбор! Ибо миссия родителей состоит не только в том, чтобы вырастить здорового ребёнка, дать ему материальные блага, образование, но и в том, чтобы научить его быть счастливым!