Бесплодие

Бесплодием называется состояние, при котором люди фертильного возраста не могут иметь детей. Бесплодной называют супружескую пару, у которой в отсутствие контрацепции, не происходит зачатия после одного года регулярной половой жизни. Регулярными считаются половые контакты не реже раза в неделю.

По данным ВОЗ проблема бесплодия очень распространена в популяции, с ней сталкивается не менее 8 % пар детородного возраста. Различают абсолютное и относительное бесплодие.  Абсолютное бесплодие обусловлено наличием неизлечимой патологии половых органов у мужчины или женщины(например, врожденных аномалий развития полового аппарата, хирургическим удалением детородных органов, травмы и др.). Причины, приведшие к относительному бесплодию, разнообразны, но, в отличие от абсолютных, могут быть устранены.

Бесплодие так же подразделяют на первичное, в случае , если беременность у женщины никогда не наступала, и вторичное, если ранее женщина беременела хотя бы один раз, не зависимо от исхода беременности.

Женское бесплодие может развиться как следствие разнообразных патологических состояний:

• Одной из наиболее распространенных причин бесплодия является непроходимость либо отсутствие маточных труб.  В маточных трубах происходит взаимодействие сперматозоида и яйцеклетки, что приводит к оплодотворению. Образовавшийся в результате этого эмбрион продолжает движение по трубе к матке. Его продвижению в направлении матки способствуют перистальтические сокращения маточной трубы и специальный реснитчатый эпителий внутри трубы. Нарушение проходимости маточных труб чаще всего связано с появлением спаек внутри трубы после воспалительного процесса. Отсутствие одной или обеих труб может быть врожденным, или следствием оперативного вмешательства (например, при внематочной беременности).
  • Спаечный процесс в малом тазу возникает после операций, воспаления, эндометриоза. Как уже отмечалось, спайки, располагаясь на пути движения яйцеклетки, препятствуют процессу оплодотворения и имплантации эмбриона.
  • Нарушения гормонального фона – могут быть следствием заболеваний яичников, таких как поликистоз и др., гипоталамуса, гипофиза, надпочечников, щитовидной железы, а так же почек и др).
  • Врожденные аномалии матки (перегородки в полости матки, двурогая матки, удвоение шейки и тела матки и др.), заболевания матки (эндометриоз, миома, патология эндометрия и др.), отсутствие матки, связанное с оперативным вмешательством.
  • Эндометриоз – заболевание, связанное с пролиферацией клеток эндометрия – слизистой полости матки – в других органах и тканях. Эндомметриоз поражает тело и шейку матки, яичники, трубы, очаги эндометриоза выявляются на связках, стенках малого таза и даже за его пределами. Прогрессирование эндометриоза сопровождается появлением спаек, , которые вызывают непроходимость маточных труб.
  • Иммунологическое бесплодие развивается при наличии у женщины анти-тел к сперматозоидам конкретного мужчины.
  • Генетические заболевания часто становятся причиной стерильности женщины.
  • Психологическое бесплодие. Такой вид бесплодия возникает у женщин, нежелающих иметь ребенка, испытывающих страх перед беременностью и родами и т.д.

Мужское бесплодие

Неспособность мужчины оплодотворить женщину – называют мужским бесплодием.

Основные причины мужского бесплодия:

• Эякуляторные расстройства, такие как отсутствие эякулята, ретроградная эякуляция, связанная с нарушением нормальной иннервации половых органов и др.
  • Различные сексуальные расстройства
  • Врожденные аномалии развития половых органов (гипоспадия семявыносящих протоков, отсутствие одного или обоих яичек и др.)
  • Эндокринные заболевания
  • Повреждение сперматогенного эпителия, возникающие после облучения, химиотерапии, травм, воздействия высоких температур и т.д. под действием перечисленных факторов нарушается процесс выработки  спрматозоидов
  • Генетические заболевания, при которых сперматогенез не происходит
  • Воспалительные заболевания половых органов – простатит, орхоэпидидимит и др.
  • Иммунологическое бесплодие – наличие антител партнерши к сперматозоидам конкретного мужчины

При подозрении на нарушение детородной функции у мужчины обследование необходимо начинать с исследования спермограммы Выделяют следующие типы патологии спермы:

• Анэякуляция – отсутствие спермы
  • Азооспермия – отсутствие сперматозоидов в сперме, которое может быть связано нарушением образования спермы  яичках либо с невозможностью выделения спермы из-за обструкции семявыносящих путей
  • Олигоспермия – малый объём спермы
  • Олигозооспермия – снижение количества сперматозоидов в сперме
  • Астенозооспермия – снижение подвижности сперматозоидов
  • Некроспермия – отсутствие живых сперматозоидов
  • Криптоспермия – наличие одиночных сперматозоидов, сохраняющих нормальную подвижность
  • Тератозооспермия – большое количество неполноценных сперматозоидов
  • Пиоспермия свидетельствует о воспалении

Идиопатическое бесплодие

Такой диагноз выставляется, когда после полного обследования обоих партнеров причина бесплодия остается не определенной. Диагностический поиск остается безрезультатным  примерно в 4-6% случаев. Это не означает, что причина бесплодия отсутствует, просто определить ее на современном уровне  развития медицины не представляется возможным.

Прочитав эту статью, вы узнали немного больше о проблеме бесплодия. Чудо зачатия и рождения ребенка очень хрупко и зависит от многих факторов. Сбой на любой стадии процесса формирования и развития половой сферы мужчины и женщины может привести к нарушению функции деторождения. В клинике «ЮгМед» работают опытные специалисты – гинекологи, гинекологи-эндокринологи, уролог-андролог, которые проведут полное обследование, необходимое для определения причин бесплодия и назначат наиболее оптимальное комплексное лечения.