Эпилепсия

Эпилепсия — это хроническое, длительно текущее заболевание, вызываемое различными поражениями центральной нервной системы и проявляющееся в приступообразных состояниях, а впоследствии и характерных изменениях личности.

Причины развития эпилепсии не установлены окончательно. Более 3/4 всех больных относятся к возрастной группе до 18 лет.

• Наследственные факторы.
  • Нарушения развития мозга, обусловленные как генетическими заболеваниями, так и инфекциями, действием вредных веществ на организм беременной матери, заболеванием ее внутренних органов.
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Травма головного мозга.

Классический эпилептический припадок (неожиданно возникшее непродолжительное по времени, как правило, много раз повторяющееся, имеющее точные временные границы болезненное состояние). Развивается внезапно и чаще всего без видимых причин.

В его течении принято выделять ряд последовательных стадий:

• 1. Предвестники: головная боль, чувство неудобства, неудовлетворенности собственным состоянием, раздражительность, снижение настроения, понижение работоспособности.
  • 2. Аура. Может проявляться в виде галлюцинаций. В этом случае ребенок может видеть различные картины, которые чаще всего носят устрашающий, пугающий его характер. Кроме различных видимых образов, могут также возникать и слуховые обманы, могут ощущаться неприятные запахи.
  • 3. Тоническая фаза припадка. Неожиданно ребенок теряет сознание, все мышцы сильно напряжены, но при этом судорог еще не возникает. Малыш резко падает на пол, почти всегда прикусывает себе язык. Во время падения издается весьма характерный крик, который возникает при сдавлении грудной клетки дыхательной мускулатурой вследствие ее тонического напряжения. Больной перестает дышать, кожа сначала бледнеет, а затем приобретает синюшный оттенок. Происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. Реакция зрачков на свет совершенно отсутствует. Данная фаза продолжается не более одной минуты, так как при более продолжительном течении может наступить смертельный исход от остановки дыхания.
  • 4. Клоническая фаза. Характеризуется развитием классического судорожного припадка. Дыхание полностью восстанавливается. Изо рта больного выодит пена с примесями небольшого количества крови. Фаза продолжается 2–3 мин.
  • 5. После постепенного стихания судорог ребенок погружается в коматозное состояние, которое, в свою очередь, затем переходит в глубокий сон. После пробуждения больной утрачивает память на все события, происходившие во время приступа. В дальнейшем сохраняются некоторые нарушения ориентации в пространстве, некоторое нарушение речи

При диагностике эпилепсии наиболее ценным и информативным методом является электроэнцефалография (ЭЭГ). При ее помощи возможно выявить не только сам факт наличия патологических изменений в головном мозге, но и достаточно точно установить размеры и местоположение очага поражения. Важным положительным качеством ЭЭГ является возможность отличить истинную эпилепсию от других схожих припадков, с эпилепсией не связанных.

• Проводить раннюю диагностику, мониторинг состояния матери во время беременности. Наблюдать за ребенком, который родился в семье, имеющей наследственные факторы.
  • Избегать употребления крепкого кофе и чая, переедания, переохлаждения и перегревания, пребывания на большой высоте, а также других неблагоприятных воздействий внешней среды.
  • Придерживаться молочно-растительной диеты.
  • Совершать легкие физические упражнения, длительное пребывание на воздухе.
  • Соблюдать режим физической активности и отдыха.

Подробнее о детской невролгии в клинике «ЮгМед»