Судорожный синдром

Судорожный синдром – неспецифическая реакция организма ребенка на внешние и внутренние раздражители, характеризующаяся внезапными приступами непроизвольных мышечных сокращений. Чем меньше ребенок, тем больше у него судорожная готовность. Это объясняется незрелостью некоторых структур мозга и нервных волокон, большой степенью проницаемости гематоэнцефалического барьера и склонностью к генерализации любых процессов, а также некоторыми другими причинами.

Все причины судорог можно разделить на эпилептические(эпилепсия) и неэпилептические.

Неэпилептические:

• Спазмофилия.
  • Перегревание.
  • Энцефалит, менингит, травмы и инфекции головного мозга.
  • Токсоплазмоз.
  • Нарушения обмена веществ, прежде всего обмена калия и кальция, по тем или иным причинам.
  • Для новорожденных – гемолитическая болезнь, врожденные поражения нервной системы, асфиксия.
  • Различные гормональные нарушения.
  • При острых инфекционных заболеваниях, особенно с подъемом температуры до фебрильных цифр.
  • Интоксикации и отравления.
  • Наследственные болезни обмена веществ.
  • Патологии сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

• Тонические судороги(спазм-мышечное напряжение).
  • Поза с согнутыми во всех суставах верхними конечностями, вытянутыми нижними конечностями и запрокинутой головой.
  • Дыхание и пульс замедлены. Контакт с окружающим миром потерян или значительно ослаблен.
  • Клонические судороги(непроизвольное подергивание мышц).

Диагноз судорожного синдрома у детей ставится на основании клиники, что в большинстве случаев не вызывает затруднений. После постановки данного диагноза необходимо уточнить природу судорожного синдрома, для чего могут быть использованы анамнез жизни и болезни ребенка, рентгеновское исследование черепа, эхоэнцефалография, электроэнцефалография, ангиография и другие методы. Достаточно показательными могут оказаться лабораторные анализы.

Фебрильные судороги (при высокой температуре тела, выше 38 С) обычно прекращаются с возрастом. Для предупреждения их повторного возникновения не следует допускать выраженной гипертермии при возникновении у ребенка инфекционного заболевания. Риск трансформации фебрильных судорог в эпилептические составляет 2-10%.

В остальных случаях профилактика судорожного синдрома у детей включает предупреждение перинатальной патологии плода, терапию основного заболевания, наблюдение у детских специалистов. Если судорожный синдром у детей не исчезает после прекращения основной болезни, можно предположить, что у ребенка развилась эпилепсия.

Подробнее о детской неврологии в клинике «ЮгМед»