Мы верим в то, что делаем

Найти клинику
Запись на прием

Задержка речевого развития

Симптомы

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков.
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты - не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее.
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки.
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей.
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Причины

  • Проблемы со структурой языка или нёба, например короткая уздечка.
  • Ушные инфекции, особенно – хронические.
  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы.
  • Повышенное внутричерепное давление у ребенка.
  • Дислексия в результате генетической предрасположенности.
  • Психические расстройства.
  • Физические травмы.
  • Заболевания головного мозга.
  • Недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Профилактика

Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.

Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.

Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда - нет.

Подробнее о детской неврологии в клинике «ЮгМед»