Тонзиллит

Тонзиллит — заболевание, которое характеризуется воспалением одной или нескольких миндалин, чаще небных, вызванным бактериальной или вирусной инфекцией. Он является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей.

• Осложнение после ангины.
  • Постоянное инфицирование из кариозных зубов.
  • Хроническое воспаление в области носа и его придаточных пазух, глотки.
  • Стрептококки, стафилококки, реже - другие возбудители (вирусы, хламидии и т.д.).

• Неприятный запах изо рта, ощущение дискомфорта в горле при глотании.
  • Отклонения со стороны нервной системы (плаксивость, раздражительность, нарушение сна, снижение успеваемости).
  • Головная боль, головокружения.
  • Субфебрилитет (температура тела 37–37,5°С).
  • Осложнение в виде отита, у старших детей может возникнуть синусит.

Хронический тонзиллит опасен своими осложнениями:

• Гнойное воспаление тканей ротоглотки.
  • Воспаление легких.
  • Воспаление среднего уха, снижение слуха.
  • Обострение аллергических заболеваний.
  • Заболевание почек.

Постановке диагноза хронического тонзиллита предшествует сбор анамнеза, осмотр ребенка педиатром и детским отоларингологом, инструментальное и лабораторное обследование.

На этапе лабораторного обследования выполняется клинический забор крови и мочи, бакпосев материала из зева на флору, определение С-реактивного белка и АСЛ-О.

При декомпенсированной форме хронического тонзиллита дети должны быть проконсультированы детским ревматологом, детским кардиологом, детским нефрологом.

Для исключения других очагов инфекции в полости рта необходим осмотр ребенка детским стоматологом.

Из дополнительных исследований может потребоваться проведение ЭКГ, ЭхоКГ, УЗИ почек, рентгенографии придаточных пазух носа, посева крови на стерильность, туберкулиновых проб.

• Гигиена полости рта, носа.
  • Увлажнение воздуха, в детском саду.
  • Правильное и сбалансированное питание.
  • Закаливание организма (воздушные ванны, обтирание и обливание водой, систематическое полоскание горла водой комнатной температуры).Правильное, адекватное лечение острого тонзиллита.
  • Проведение профилактического курса местной санации миндалин, который обязательно нужно делать через 10-14 дней после острого тонзиллита.

Подробнее о детской оториноларингологии в клинике «ЮгМед»